Аннотация
В работе рассматривается динамика показателей публикационной активности научно-педагогических работников университета за три года эксплуатации рейтинговой системы. В качестве результатов работы приведено изменение структуры показателей, в частности сокращение их количества и разделение финансирования проектов по публикации работ в журналах, индексируемых в российских и зарубежных наукометрических системах. Оценка результатов выполнена для крупных подразделений университета, таких как институты и факультеты, каждой кафедры и персоны. Показана инвариантность итогового показателя публикационной активности в общем рейтинге научных коллективов и отдельных ученых, ведущих активную научную деятельность. Доказано, что упрощение системы показателей ведет к расширению количества сотрудников (до 91%), способных достигать установленных показателей. Выявлены достоинства и недостатки существующей системы оценки в каждый период функционирования. Предложена коррекция календарного графика учета и мониторинга публикационной активности профессорско-преподавательского состава для проведения мероприятий, способствующих внедрению эффективного управления публикационной активностью и достижения заданного уровня показателей. Полученные результаты демонстрируют необходимость развития и совершенствования системы публикационной активности профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях.
Ключевые слова
Публикационная активность, оценка деятельности преподавателя, индекс Хирша, проекты публикационной активности, динамика показателей.
1. Колокольцев В.М., Разинкина Е.М. Университетский комплекс: интеграция и непрерывность // Высшее образование в России. 2011. № 5. С. 3–10.
2. Шестаков А.Л. Инженерное образование является важнейшим фактором, от которого зависит наше будущее // Ректор вуза. 2014. № 12. С. 8.
3. Формирование показателей критериев для автоматизированного расчета и мониторинга рейтинга преподавателя в едином информационном пространстве кафедры / Куликов Г.Г., Конев К.А., Суворова В.А., Старцева Г.В. // Вестник УГАТУ. Управление, вычислительная техника и информатика, 2010. Т. 14. № 4(39). С. 175–184.
4. Кудрявцев П.П., Пятковский О.И. Расчет рейтинга преподавателей вуза с использованием гибридных экспертных систем // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. № 1 (85). С. 163–167.
5. Васильева Е.Ю., Граничина О.А., Трапицын С.Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе / Инновационная образовательная программа Герценовского университета. Учебно-методический комплекс. Санкт-Петербург, 2007.
6. Буйницкая О.П., Грицеляк Б.И. Институционный репозиторий как средство повышения научного рейтинга преподавателя // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 1. С. 408–416.
7. Логунова О.С., Леднов А.В., Королева В.В. Результаты анализа публикационной активности профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 3 (47). С. 78–87.
8. Логунова О.С., Арефьева Д.Я. Наукометрические показатели в деятельности ученого // Ab ovo … (С самого начала …). 2014. С. 102–103.
9. Шестак В.П., Шестак Н.В. ЭТОС, рейтинг вуза и публикационная активность преподавателя вуза // Высшее образование в России. 2012. № 3. С. 29–40.
10. Шестакова Л.Г. Планирование показателей учебно-методического рейтинга преподавателя вуза // Nauka-Rastudent.ru. 2014. № 1 (01). С. 12.
11. Логунова О.С., Ильина Е.А., Арефьева Д.Я. Результаты индексного анализа управления публикационной активностью научно-педагогических работников вуза // Научные труды SWorld. 2015. Т. 5. № 1 (38). С. 32–38.