ISSN (print) 1995-2732
ISSN (online) 2412-9003

скачать PDF

ISSN 1995-2732 (Print), 2412-9003 (Online)

УДК 622.68:621.86

DOI: 10.18503/1995-2732-2025-23-3-34-42

Аннотация

Актуальность работы. Сквозная оптимизация многоэлементной транспортной системы горнодобывающего предприятия с учетом заданной стабильности и качества рудопотока от забоя до готовой продукции (обогащенной руды) позволит повысить эффективность его в целом, а также обеспечит резервы для повышения полноты освоения месторождения за счет высвобождающихся экономических ресурсов. Такая парадигма тре-бует в том числе тщательного отношения к выбору и стратегии применения внутрикарьерного транспорта. Од-ним из вариантов магистрального внутрикарьерного транспорта при разработке глубокозалегающих месторождений с ограниченными размерами в плане (например, алмазорудных, золоторудных и др.) является карьерная наклонная канатная подъемная установка (КНКП), характеризуемая небольшими размерами перегрузочной площадки, высоким углом наклона подъемника к горизонту, что позволяет разместить его по кратчайшему расстоянию на поверхность, а также существенной экономией эксплуатационных затрат. Современная техника позволяет обеспечить грузоподъемность КНКП до 240 т в расчете как на скип, так и на подъем автосамосвала с указанным грузом. Однако применение КНКП ограничено из-за его особенностей, накладывающих ограничения на ведение горных работ. Результаты. В статье рассмотрена разработка рациональной стратегии освоения месторождения с применением комбинированного транспорта: сборочный автотранспорт совместно с КНКП. В качестве горно-геологических условий приняты характерные для алмазорудных и некоторых мощных глубокозалегающих золоторудных месторождений параметры. Исследования выполнены на основе горно-геометрического анализа вариантов понижения горных работ с последующей укрупненной технико-экономической оценкой. За базовый принят вариант разработки с применением автомобильного транспорта.

Ключевые слова

карьерная наклонная канатная подъёмная установка, режим горных работ, стратегия разработки месторождения, горно-геометрический анализ

Для цитирования

Вариант стратегии освоения месторождения с применением подъемника для крутопадающего месторожде-ния / Журавлев А.Г., Коньков И.Е., Чендырев М.А., Глебов И.А. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2025. Т. 23. №3. С. 34-42. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2025-23-3-34-42

Журавлев Артем Геннадиевич – кандидат технических наук, заведующий лабораторией транспортных систем карьеров и геотехники, Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия. Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0001-7643-3994

Коньков Илья Евгеньевич – лаборант, Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия. Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Чендырев Михаил Андреевич – научный сотрудник, Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия. Email: сЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0002-8354-6345

Глебов Игорь Андреевич – научный сотрудник, Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия. Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0003-4436-3594

1. Lamghari A., Dimitrakopoulos R., Ferland J.A. A hybrid method based on linear programming and variable neighborhood descent for scheduling production in open-pit mines // Journal of Global Optimization. 2015, 63 (3), pp. 555-582

2. Чендырев М.А., Журавлев А.Г. Технико-экономические параметры транспортирования горной массы из карьера автомобильным наклонным карьерным подъемником // Черная металлургия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2018. № 1(1417). С. 33-37.

3. Чендырев М. А. Обоснование условий эффективного применения карьерных канатных подъёмных установок // Транспортное, горное и строительное машиностроение: наука и производство. 2024. № 25. С. 141-148.

4. Колганов В.Ф., Акишев А.Н., Дроздов А.В. Горно-геологические особенности коренных месторождений алмазов Якутии. Мирный: Мирнинская типография, 2013. 568 с.

5. Совершенствование добычи и переработки алмазосодержащих руд / Зырянов И.В., Акишев А.Н., Бондаренко И.Ф. и др. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2020. 720 с.

6. Арсентьев А.И. Производительность карьеров. СПб.: Санкт-Петербургский горный ин-т, 2002. 85 с.

7. Ржевский В.В. Открытые горные работы: учебник для вузов. Ч. II. Технология и комплексная механизация. М.: Недра, 1985. 549 с.

8. Проектирование карьеров: учебник / Трубецкой К.Н., Краснянский Г.Л., Хронин В.В. и др. 3-е изд., перераб. М.: Высш. шк., 2009. 694 с.

9. Планирование открытых горных работ: учебник / Корнилков С.В., Наговицын О.В., Славиковская Ю.О. и др. М.: Ай Пи Ар Медиа, 2021. 346 с.

10. Наговицын О.В. Развитие горно-геологической информационной системы в современных реалиях российской горнодобывающей отрасли // Горная промышленность. 2023. № S5. С. 35-40.

11. Журавлев А.Г. Выбор рациональной грузоподъемности карьерных автосамосвалов для конкретных условий транспортирования // Транспорт Урала. 2014. №4. С. 96-101.