ISSN (print) 1995-2732
ISSN (online) 2412-9003

 

скачать PDF

УДК 658.562.6

DOI: 10.18503/1995-2732-2020-18-1-63-70

Аннотация

Постановка задачи (актуальность работы): В данной статье описана ситуация в области систем менеджмента качества в настоящее время, отмечены основные недостатки. На основе анализа ряда существующих методик оценивания в статье была изложена разработанная автором методика оценки системы менеджмента качества с применением квалиметрических методов. Также отмечена целесообразность применения методов квалиметрии при оценке систем качества. Цель работы: разработать методику оценки системы менеджмента качества организации, которая имеет широкую сферу применения, соответствует существующим стандартам и регламентам и учитывает все стороны деятельности предприятия. Используемые методы: при разработке методики оценки были применены различные методы квалиметрии. Также были затронуты методы системного анализа и статистические методы. Новизна: новизна проведенного исследования заключается в том, что была разработанна методика, которая производит оценку системы менеджмента качества на основе анализа всей совокупности компонентов, составляющих сферу деятельности организации. Таким образом, учитываются рекомендации, закрепленные в основополагающих концепциях по качеству, имеющихся в настоящее время, таких как системы Исигавы, TQM и т.п. Результат: в данной статье представлена готовая методика оценки системы менеджмента качества на основе методов квалиметрии. Приведен список показателей, составляющих базис для проведения процесса оценки. Также даны все основные формулы для расчета показателей, изложены основные рекомендации по проведению процесса оценки. Практическая значимость: предложенная методика позволяет провести комплексную оценку системы менеджмента качества на любом типе предприятий с учетом всех установленных законодательных норм.

Ключевые слова

Показатели качества, система менеджмента качества, квалиметрия, оценка, критерий оценки.

Для цитирования

Черкасов Д.А. Разработка методики оценки системы менеджмента качества предприятия с применением квалиметрических методов // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2020. Т.18. №1. С. 63–70. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2020-18-1-63-70

Черкасов Дмитрий Алексеевич – магистр 2 курса

Орловский государственный университет имени Ивана Сергеевича Тургенева, Орёл, Россия, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0002-2762-9939

1. ISO 9004:2018. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества. 04.2018. 59 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2015-11-01. М.: Стандартинформ, 2015. 48 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 2015-11-01. М.: Стандартинформ, 2015. 23 с.

4. Варжапетян А. Менеджмент качества. Принятие решений о качестве, управляемом заказчиком. 2-е изд. М.: Вузовская книга, 2017. 360 c.

5. Гродзенский С.Я. Менеджмент качества: учеб. пособие. М.: Проспект, 2015. 200 c.

6. Трусова С. В., Тараконова Л.К. Системный подход к совершенствованию менеджмента организаций в современных условиях // Молодой ученый. 2016. №12. С. 1476–1478.

7. Бабанский А.В. Системы непрерывного улучшения продуктов и процессов. Минск: ИП «Экоперспектива», 2009. 237 с.

8. Нежникова Е.В. Проблемы создания и функционирования систем менеджмента качества // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-4. С. 958–962.

9. Белоруков А.Э., Василенок А.В., Усик Н.И. Важность системы менеджмента качества на предприятии // Научный журнал НИУ ИТМО. 2016. №4. С. 70–77.

10. Маколов В.И. Проблемы систем менеджмента качества российских организаций в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. С. 16–24.

11. Горбунова О.И., Кородюк И.С. Система менеджмента качества предприятий: проблемы внедрения и особенности российского опыта // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №12. С. 317–320.

12. Квалиметрия: методы количественного оценивания качества различных объектов (курс лекций и практических занятий): учеб. пособие / под общ. и науч. ред. д.э.н., профессора Г.В. Астратовой. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 160 с.

13. Азгальдов Г.Г., Костин А.В., Садовов В.В. Квалиметрия: первоначальные сведения. Справочное пособие с примером для АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов»: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2011. 143 с.

14. Подольская М.Н. Квалиметрия и управление качеством: лабораторный практикум. Ч. 1. Экспертные методы. Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. 80 с.

15. Лашко А.Г. Сущность квалиметрического подхода как научной парадигмы // Современная педагогика: электрон. науч. журн. 2016. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/11/6236 (дата обращения: 22.10.2019).

16. Горьканова А.В. Методический подход к оценке результативности системы менеджмента качества предприятия // Студенческий электрон. науч. журн. 2019. № 6(50). С. 39–43.

17. Матухнов О.С. Сравнительный анализ подходов к оценке эффективности смк на российских предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. С. 208–211.

18. Искандерова Р.Р. Методика оценки результативности СМК предприятия // Молодой ученый. 2015. №5. С. 278–280.

19. Система добровольной сертификации «Военный Регистр». Методика оценки результативности системы менеджмента качества организации. М., 2012. 17 с.

20. Шмелева А.Н. Качество продукции и качество менеджмента: как оценить? Качественные инструменты оценки операционной эффективности СМК предприятий // Российское предпринимательство. 2010. № 9–1. C. 88–93.

21. Шмелева А.Н. Оценка операционной эффективности системы менеджмента качества. Количественные подходы к оценке операционной эффективности СМК предприятия // Российское предпринимательство. 2010. № 9–2. C. 57–63.

22. Рязанова А.А. Методы экспертного анализа для определения значимости показателей конкурентоспособности качества высшего образования // Современная конкуренция. 2012. №2(32). С. 10–115.