ISSN (print) 1995-2732
ISSN (online) 2412-9003

 

скачать

Аннотация

Комплексный анализ системы механизации и технологии существующих крупных карьеров показывает, что в них накапливается ряд противоречий, требующих новых решений. При понижении горных работ неуклонно растет длина автомобильной откатки и, соответственно, требуются автосамосвалы большей грузоподъемности. Увеличение грузоподъемности автосамосвалов нарушает оптимальное соотношение емкости ковша забойного экскаватора и емкости кузова и создает множество других сложностей. Обеспечение грузотранспортной связи с нижними горизонтами становится острейшей проблемой глубоких карьеров. Проблема подъема горной массы с глубоких горизонтов с малой затратой энергии, минимальным загрязнением атмосферы карьера и отсутствием в рабочей зоне карьера стационарных и полустационарных сооружений и транспортных коммуникаций в настоящее время не имеет окончательного решения. Экологические проблемы, возникающие при использовании автомобильного транспорта на нижних горизонтах глубоких карьеров, в ряде случаев вынуждают переходить на подземную разработку раньше, чем достигнута экономически выгодная глубина открытых горных работ. В связи с этим повышается актуальность создания новой энергоэкономичной, экологичной и гибкой технологии открытых горных работ, обеспечивающей минимальный объем экскавационных работ, наименьшую энергоемкость подъема горной массы из карьера на дневную поверхность и на отвал, минимальное загрязнение атмосферы карьера, отсутствие в рабочей зоне карьера стационарных (полустационарных) сооружений и транспортных коммуникаций. Для транспортирования породы при контейнерной технологии в карьере предлагается конструкция машины для доставки контейнеров от забойных экскаваторов до перегрузочного пункта. Эффективность использования контейнеровоза заключается в снижении экономических потерь от простоев транспортных средств под погрузкой и в повышении экономически выгодной производительности экскаватора. Конструкция рамы разработанной машины шарнир-но-сочлененная, что обеспечивает её хорошую маневренность.

Ключевые слова

Контейнер, захват, расстояние транспортирования, тягач, рама, прочность, гидравлическая система.

Битимбаев М.Ж.

Национальная инженерная академия Республики Казахстан, Алмата, Казахстан

Кузьмин С.Л., Тюрбит А.Н.2

Рудненский индустриальный институт, Рудный, Казахстан

1. Обоснование возможности использования контейнерной технологии для глубоких карьеров / Битимбаев М.Ж., Кузьмин С.Л., Маулянбаев Т.И. и др. // Горный журнал Казахстана. 2016. №4. С. 17–22.

2. Гончаров С.А., Клюка О.Ф., Чурилов Н.Г. Стратегия энер-госбережения при разработке железорудных месторождений // Изв. вузов. Горный журнал. 2003. № 6. С. 5–10.

3. Яковлев В.Л. Некоторые перспективные направления исследований в области карьерного транспорта // Материалы международной научно-технической конференции по карьерному транспорту. Екатеринбург, 2002. С. 15–20.

4. Применение контейнерной технологии для открытых горных работ: монография / Битимбаев М.Ж., Кузьмин С.Л., Маулянбаев Т.И., Осадчий В.И., Орынгожин Е.С. Алматы, 2015. 96 с.

5. Шешко Е.Е. Горнотранспортные машины и оборудование для открытых горных работ. М.: Изд-во МГГУ, 2006. 405 с.

6. Ржевский В.В. Открытые горные работы. Технология и комплексная механизация. М.: Либроком, 2014. 552 с.

7. Резниченко С.С., Ашихмин А.А. Математические методы и моделирование в горной промышленности. М.: Изд-во МГГУ, 2001. 404 с.

8. Инновационный патент № 031377, Республика Казахстан, МПК Е21С47/00. Контейнер для транспортирования породы на открытых горных работах / М.Ж. Битимбаев, С.Л. Кузьмин, А.Н. Тюрбит, А.А. Константинов; заявитель и патентообладатель РГП на ПХВ «Рудненский индустриальный институт». № 2015/0053.1; заяв. 15.01.2015; опубл. 29.07.2016.

9. Солод В.И., Гетопанов В.Н., Рачек В.М. Проектирование и конструирование горных машин и комплексов. М.: Недра, 1982. 350 с.

10. Справочник. Открытые горные работы / под ред. К.Н. Трубецкой. М.: Горное бюро, 1994. 590 с.