ISSN 1995-2732 (Print), 2412-9003 (Online)
УДК 658.562
DOI: 10.18503/1995-2732-2023-21-2-156-166
Аннотация
Высокое качество и надежность продукции в значительной степени зависят от качества используемых при ее создании материалов и комплектующих изделий. В свою очередь, это обеспечивается результатами рекламационной работы, проводимой с поставщиками закупаемой и покупателями готовой продукции. Именно поэтому работа с поставщиками и рекламационная деятельность являются одной из главных составляющих, обеспечивающих качество готовой продукции. В статье рассматривается процесс рекламационной деятельности АО «Казанский вертолетный завод». Объектом исследования является рекламационная деятельность предприятия в процессе изготовления вертолетной техники, предметом – процессный подход. В процессе исследования были установлены виды дефектов при производстве продукции и определено по каждому из них количество выявленных несоответствий. Был сделан вывод о том, что основной проблемой предприятия являются производственные дефекты покупных комплектующих изделий, которые поступают на предприятие от поставщиков. В ходе дальнейшей работы была рассмотрена процедура оценки поставщиков и выделены основные критерии, предъявляемые к ним. Для совершенствования работы с поставщиками авторами был использован процессный подход, применение которого позволило определить «узкие места» и разработать рекомендации для снижения брака и дефектов в процессе производства. Авторами статьи также было отмечено, что одним из существенных недостатков в рекламационной работе является отсутствие методики по оценке результативности рекламационной деятельности на предприятии. В связи с этим были предложены подходы, которые следует использовать для ее разработки. В заключении статьи определены основные направления по совершенствованию процесса рекламационной деятельности и разработаны конкретные мероприятия для повышения удовлетворенности потребителей. Рекомендации, изложенные в статье, будут полезны руководителям предприятий машиностроительной и других отраслей, а также лицам, ответственным за рекламационную работу, и позволят улучшить работу предприятий в этой важной области.
Ключевые слова
качество, рекламация, рекламационная деятельность, покупные комплектующие изделия, оценка поставщиков
Для цитирования
Вакуленко Э.Ш., Денисова Я.В. Усовершенствование процесса рекламационной деятельности на машиностроительном предприятии // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2023. Т. 21. №2. С. 156-166. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2023-21-2-156-166
1. ГОСТ РВ 0015-703-2019. Система разработки и постановки на производство военной техники. Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций. Основные положения / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. М.: Стандартинформ, 2019.
2. Порядок проведения рекламационной работы: учеб. пособие / Д.В. Марусов [и др.]; Балт. гос. техн. ун-т. СПб., 2019. 26 с.
3. СТО 617.110.131-2022. СМК. Входной контроль ПКИ. Порядок проведения. Казань, 2022.
4. СТО 617.110.001-2018. СМК. Учет брака в производстве. Казань, 2018.
5. Shetwan A.G., Vitanov V.I., Tjahjono B. Allocation of quality control stations in multistage manufacturing systems, Computers & Industrial Engineering. 2017, vol. 60, pp. 473-484.
6. СТО 617.110.241-2019. СМК. Управление несоответствующей продукцией. Казань, 2019.
7. СТО 617.115.246-2021. СМК. Закупки. Порядок управления. Казань, 2021.
8. Wenliang Chen and Zheng Wang, Senior Member, Integrated Capacity Planning and Production Control of an Assembly Manufacturing System, IEEE Transactions on engineering management, june 2021, vol. 68, no. 3, pp. 868-880.
9. СТО 617.176.367-2020. СМК. Порядок проведения аудита предприятий-поставщиков (изготовителей) покупных комплектующих изделий и материалов. Казань, 2020.
10. Что такое процессный подход и как его внедрить / iteam [Электронный ресурс]. URL: https://blog.iteam.ru/chto-takoe-protsessnyj-podhod-i-kak-ego-vnedrit, (свободный, дата обращения: 05.12.2022).
11. Козлова Д.Ю., Денисова Я.В., Сопин В.Ф. Методические подходы по созданию эффективной системы входного контроля и управления поставками // Контроль. Диагностика. 2021. Т. 24. №7. С. 42-49.
12. Школина Т.В, Изотикова Е.Ю. Оценка и улучшение качества процессов рекламационной деятельности // Вестник Брянского государственного технического университета. 2017. №1(54). С. 254-260.
13. ГОСТ 15467-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения / Государственный комитет СССР по стандартам. М.: Стандартинформ, 2009.
14. Денисова Я.В., Козлова Д.Ю., Сопин В.Ф. Управление несоответствиями на предприятии с помощью статистических методов // Вестник технологического университета. 2021. Т. 24. №2. С. 93-97.
15. Eusébio Nunes, Sérgio Sousa. A dynamic programming model for designing a quality control plan in a manufacturing process // Journal of Manufacturing Science and Engineering, 2019, vol. 38, pp. 581-588.