ISSN 1995-2732 (Print), 2412-9003 (Online)
УДК 005.72
DOI: 10.18503/1995-2732-2023-21-1-126-133
Аннотация
В статье представлено исследование проблем, связанных с внедрением новых технологий, технологических инноваций и других новых продуктов в деятельность организационных систем, инфраструктуры организации и производственных систем. Данные, представленные службой статистики и глобальным инновационным индексом, позволяют выдвинуть гипотезу о влиянии уровня развития экономики в регионе на количество инноваций, которые могут появляться на выходе организационных систем. Подтверждением гипотезы являются результаты анализа вторичной информации, характеризующей общую экономическую обстановку относительно затрат на развитие технологических инноваций, и количество персонала, который осуществляет свои профессиональные трудовые функции в сфере инновационной деятельности. Проанализированы поведенческие факторы, оказывающие влияние на восприятие новых технологий, которые могут быть использованы в качестве новых платформ для создания деятельности внутри организационной системы, а также учтены риски, возможные при реализации неподготовленных изменений. Для оценки уровня готовности организационной системы разработан и представлен перечень показателей инновационного поведения для организационной системы в сравнении с этапами поведенческой теории А. Маслоу. Показатели инновационного поведения могут быть использованы в рамках мониторинга уровня зрелости организационной системы с целью допущения возможности о достаточности потенциала системы к восприятию нововведений с минимальными организационными издержками. На базе представленных показателей, характеризующих взаимосвязь показателей инновационного поведения и поведенческих факторов, разработан методический инструмент, основанный на классическом инструменте Всеобщего управления качеством (Total Quality Management, TQM), используемом для итерационного контроля новых и стабильных процессов – цикл Деминга-Шухарта. В материалах статьи представлен фрагмент протокола. Совокупное применение разработанных моделей и представленной методики позволит итеративно контролировать готовность организационной системы к проведению технологических изменений и оценить показатели инновационного поведения с целью максимальной подготовки персонала организационной системы к возможным структурным изменениям.
Ключевые слова
организационная система, инновационное поведение, уровень зрелости, качество, поведенческие модели, управление изменениями
Для цитирования
Назаревич С.А. Показатели инновационного поведения для мониторинга состояния готовности организационной системы к проведению изменений // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2023. Т. 21. №1. С. 126-133. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2023-21-1-126-133
1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15504-2-2009. Информационная технология (ИТ). Оценка процесса. Ч. 2. Проведение оценки. М.: Стандартинформ, 2018. 20 с.
2. Благов Е.Ю., Щербан С.А. Управление организационным забыванием: на примере российских машиностроительных компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2019. Т. 18. №2. С. 261-287. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/upravlenie-organizatsionnym-zabyvaniem-na-primere-rossiyskih-mashinostroitelnyh-kompaniy (дата обращения: 31.05.2022).
3. Beregova G. Philosophy of education: Pragmatisminstrumentalism concept of forming the future human in higher education. Future Human Image. 2016, vol. 3, no. 6, pp. 31-45.
4. Kluge A. & Gronau N. Intentional Forgetting in Organizations: The Importance of Eliminating Retrieval Cues for Implementing New Routines. Frontiers in Psychology. 2018, vol. 9. 10.3389/fpsyg.2018.00051. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 322853142_Intentional_Forgetting_in_Organizations_The_Importance_of_Eliminating_Retrieval_Cues_for_Implementing_New_Routines (дата обращения: 07.06.2022)
5. Благов Е.Ю., Плешкова А.Ю. Барьеры к обмену знаниями в административных подразделениях высших учебных заведений // Креативная экономика. 2017. Т. 11. №3. C. 285-302.
6. Blagov E., Pleshkova A., Soldatkin E., Koritckiy N. Knowledge sharing barriers in the educational program management administrative processes: A case of a Bachelor program in a Russian university // Electronic Journal of Knowledge Management. 2017, vol. 15, no. 2, pp. 113-125.
7. Глобальный инновационный индекс 2021 [Электронный ресурс]. 14-е изд. URL: https://www.wipo.int/ publications/ru/details.jsp?id= 4560 (дата обращения 25.05.22)
8. Никонова Я.И. Исследование взаимосвязи инноваций и экономического роста национальных экономик // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 2001-2005. URL: http://e-koncept.ru/2016/96319.htm.
9. Ухина А.В., Агафонова М.С., Половинкин И.С. Инвестиционно-инновационные факторы экономического роста // Научное обозрение. Экономические науки. 2016. №2. С. 197-199. URL: https://science-economy.ru/ru/article/view?id=809 (дата обращения: 07.06.2022)
10. Винниченко А.В Дрейфующие модели оценки потенциала технологических систем и базовых процессов // Моделирование и ситуационное управление качеством сложных систем: сб. докл. Третьей Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 124-128.
11. Ельцов А.А Методика оценки инновационных проектов в радиоэлектронной промышленности // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: тезисы докладов Двадцать седьмой международной научно-технической конференции студентов и аспирантов. М., 2021. С. 563.
12. Линьков А.Д. Алгоритм проведения экспертизы потенциально инновационной импортозамещающей продукции крупных проектов // Горизонты экономики. 2022. №2 (68). С. 31-37.
13. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 08.06.2022)
14. Батьковский А.М., Кравчук П.В., Фомина А.В. Организационные инновации на предприятиях радиоэлектронной промышленности // International Journal of Professional Science. 2020. № 2. С. 36-43.
15. Трапицына Г.Н., Трапицын С.Ю. Детерминанты инновационного поведения педагогов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 320-325. URL: https://cyberleninka.ru/ ar-ticle/n/determinanty-innovatsionnogo-povedeniya-pedagogov (дата обращения: 08.06.2022).
16. Калабина Е.Г., Берестовой А.С. Факторы инновационного поведения работника промышленного предприятия // Вестник ЧелГУ. 2017. №10 (406). С. 139-146. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/faktory-innovatsionnogo-povedeniya-rabotnika-promyshlennogo-predpriyatiya (дата обращения: 08.06.2022)
17. Назаревич С.А. Бихевиористические модели организационно-технологической надежности // Моделирование и ситуационное управление качеством сложных систем: сб. докл. Второй Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 143-145.