ISSN (print) 1995-2732
ISSN (online) 2412-9003

 

скачать PDF

ISSN 1995-2732 (Print), 2412-9003 (Online)

УДК 65.011.56

DOI: 10.18503/1995-2732-2022-20-2-5-12

Аннотация

Постановка задачи (актуальность работы). Подход к четвертой промышленной революции затрагивает все сферы человеческой деятельности и на сегодняшний день в мировой и российской практике важное направление в развитии получила технология роботизации. Не исключение и угледобывающая отрасль России, где роботизация начала применяться в автомобильном транспорте. Полученный опыт открытой угледобычи пологопадающих месторождений в условиях роботизации автомобильного транспорта ООО «СУЭК-Хакасия» позволяет произвести оценку результатов и осуществить обоснование рациональных параметров применения этой технологии. Цель исследования. Повышение эксплуатационной скорости роботизированного автомобильного транспорта при открытой угледобыче пологопадающих месторождений за счет выбора и обоснования рациональных технологических параметров разреза. Используемые методы. Для исследования используется метод хронометражных наблюдений, аналитических расчетов, имитационного моделирования и факторного анализа. Новизна. Для технологииоткрытой угледобычи пологопадающих месторождений обоснованы пять категорий качества условий эксплуатации роботизированного автомобильного транспорта. Переход от первой категории на пятую позволит повысить эксплуатационную скорость автосамосвалов до 5 раз и снизить себестоимость работ до 1,5 раза. Результат. Оценкарезультатов открытой угледобычи пологопадающего месторождения при роботизации автомобильного транспорта в ООО «СУЭК-Хакасия» позволила выявить, что достигнутые во время опытно-промышленной эксплуатации роботизированного автотранспорта значения показателей эффективности использования этих машин были значительно ниже, чем целевые. Применение факторного анализа дало возможность определить фактические технологические параметры работы роботизированного автотранспорта; формируемые на основе зарубежного опыта отработки месторождений с углубочными и смешанными системами разработки не позволяют достигать целевых показателей эффективности использования этих машин при отработке пологопадающих месторождений. Обоснованные параметры категорий качества условий эксплуатации роботизированного автомобильного транспорта при отработке пологопадающих месторождений дают основания для обоснованного влияния на качество условий работы, повышение эксплуатационной скорости транспорта, а также возможность сформировать основу для достижения значений всех целевых показателей эффективности осваиваемой технологии.

Ключевые слова

роботизация, автомобильный транспорт, технологические параметры, качество условий эксплуатации.

Для цитирования

Азев В.А., Гартман А.А., Хажиев В.А. О технологических параметрах открытой угледобычи пологопадающих месторождений при роботизации автомобильного транспорта // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2022. Т. 20. №2. С. 5–12.https://doi.org/10.18503/1995-2732-2022-20-2-5-12

Азев В.А. ООО «СУЭК-Хакасия», Черногорск, Россия

Гартман А.А. ООО «СУЭК-Хакасия», Черногорск, Россия

Хажиев В.А. Научно-исследовательский институт эффективности и безопасности горного производства, Челябинск, Россия

1. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. №642 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2021 г. № 143). 15 с.

2. Хазин М.Л. Роботизированная техника для добычи полезных ископаемых // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2020. Т. 18, №1. С.4–15.

3. Сбербанк. Аналитический обзор мирового рынка робототехники. С. 15–22.

4. Роботизированные геотехнологии как путь повышения эффективности и экологизации освоения недр / М.В. Рыльникова, Д.Я. Владимиров, И.А. Пыталев, Т.М. Попова // Физико-технические проблемы разработки полезных ископаемых. 2017. С. 93–96.

5. Артемьев В.Б., Килин А.Б., Галкин В.А. Проблемы формирования инновационной системы управления эффективностью и безопасностью производства в условиях финансового кризиса // Уголь. 2009. №6. С. 24–27.

6. Взаимосвязь организации и технологии горного производства /В.Б. Артемьев, А.Б. Килин, В.А. Галкин, А.М. Макаров //Открытые горные работы в XXI веке: результаты, проблемы и перспективы развития: материалы III международной научно-практической конференции): ГИАБ (научно-технический журнал). В 2-х т. Т. 1. 2017. №12 (специальный выпуск 37). С. 68–76.

7. Хажиев В.А. Оценка влияния эксплуатационных факторов на эффективность использования экскаваторов-мехлопат на угольных разрезах // Горное оборудование и электромеханика: научно-аналити-ческий и производственный журнал. 2009. №6. С. 21–26.

8. Развитие организационно-технологической структуры угледобывающего предприятия в условиях переходных процессов / В.Л. Яковлев, А.Б. Килин, В.А. Азев, Г.Н. Шаповаленко // Развитие угледобывающего производственного объединения: Горный информационно-аналитический бюллетень. Отдельный выпуск. 2016. Специальный выпуск №34. С. 8–19.

9. Азев В.А. Методология комплексного планирования развития угледобывающего предприятия // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). Отдельная статья. 2018. №7 (спецвыпуск №40). 50 с.

10. Артемьев В.Б. Стратегия организационно-технологического развития угледобычи в ОАО «СУЭК» // Уголь. 2008. Спецвыпуск. С.11.