ISSN (print) 1995-2732
ISSN (online) 2412-9003

 

скачать PDF

ISSN 1995-2732 (Print), 2412-9003 (Online)

УДК 621.19

DOI: 10.18503/1995-2732-2024-22-2-139-144

Аннотация

Постановка задачи (актуальность работы). Подшипники качения являются самыми распространенными опорами для вращающихся частей машин. Наряду с неоспоримыми преимуществами, основными среди которых являются высокий коэффициент полезного действия и компактность, имеется ряд недостатков. Главным недостатком являются высокие требования к точности посадочных поверхностей. Применительно к опорным шейкам предъявляются требования к точности размеров, шероховатости поверхности и точности взаимного расположения посадочных поверхностей. Определенным пробелом в данном случае является недостаточно четко сформулированные и обоснованные требования в части точности формы посадочных поверхностей в поперечном сечении. Цель работы. Исследование влияния точности формы (отклонений от круглости) посадочных поверхностей валов на качество посадок подшипников качения. Используемые методы. В работе использованы методы технологии машиностроения, расчетов посадок деталей, методы исследования точности формы и метод конечных элементов. Новизна. На основании комплексного технико-экономического анализа получено обоснование величины точности формы посадочных поверхностей под подшипники качения, которые обеспечивают требуемые параметры посадки при оптимальной себестоимости. Результат. Проведены исследования влияния погрешности формы посадочных поверхностей в поперечном сечении на параметры посадки с натягом. В программном пакете Компас исследовалось влияние отклонений формы в поперечном сечении на величину контурного коэффициента трения в месте посадки подшипника качения на вал. Получены зависимости данного показателя от погрешности формы и проведено экономическое обоснование полученных результатов. Практическая значимость. Разработанная конечно-элементная модель дает возможность исследовать взаимодействие посадочных поверхностей валов и внутренних колец подшипников качения. При этом имеется возможность изменения физико-механических свойств материала деталей, действующих нагрузок и других параметров взаимодействия. Использование полученных результатов на стадии проектирования узлов машин дает возможность повысить качество продукции за счет снижения числа проворотов внутреннего кольца подшипника и, как следствие, снижения интенсивности изнашивания данных сопряжений.

Ключевые слова

посадка, натяг, погрешность, подшипник, контакт

Для цитирования

Некоторые аспекты технологического обеспечения качества посадок подшипников качения / Рогов Е.Ю., Овсянников В.Е., Кулемина А.А., Ковенский И.М. // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2024. Т. 22. №2. С. 139-144. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2024-22-2-139-144

Рогов Евгений Юрьевич – преподаватель, Курганский институт железнодорожного транспорта, Курган, Россия. Еmail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 0009-0007-5918-3015

Овсянников Виктор Евгеньевич – доктор технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия. Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID0000-0002-8775-0781

Кулемина Алёна Александровна – кандидат технических наук, доцент, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия. Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0003-2076-166X

Ковенский Илья Моисеевич – доктор технических наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, Тюмень, Россия. Еmail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. ORCID 0000-0003-3241-8084

1. Основы взаимозаменяемости: учеб. пособие для вузов / Голыгин Н.Х., Педь С.Е., Дружинин П.В., Бойцов А.Г. М.: Изд-во МИИГАиК, 2020. 316 с.: ил.

2. Куликов А.А., Сапожников И.И. Обеспечение взаимозаменяемости в посадках колец подшипников качения // Технико-технологичсекие проблемы сервиса. 2020. №2(52). С. 17-20.

3. Кокорев Ю.А., Звягин Ф.В. Способы расчета точностных характеристик деталей и узлов приборов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018. 211 с.

4. Куприянов А.Ю. Прочность соединения с натягом при наличии погрешности геометрии формы // Вестник Херсонского национального технического университета. 2015. №3. С. 145-150.

5. Безъязычный В.Ф. Метод подобия в технологии машиностроения: монография. М.: Инфра-инжене-рия, 2021. 356 с.

6. Огар П.М., Горохов Д.Б., Турченко А.В. Механика контактирования шероховатых поверхностей. Братск: БрГУ, 2016. 282 с.

7. Козлов А.А., Козлов А.М. Расчет режимов резания: учеб. пособие. Липецк: Изд-во ЛГТУ, 2017. 96 с.

8. Дудак Н.С., Касенов А.Ж. Расчет режимов резания: учеб. пособие. Алматы: Эверо, 2015. 128 с.

9. Справочник технолога-машиностроителя. В 2 т. Т. 1 / под ред. А.С. Васильева, А.А. Кутина. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инновационное машиностроение, 2018. 756 с.: ил.

10. Расчет параметров корреляционной модели профиля поверхностей, обрабатываемых резанием / Остапчук А.К., Овсянников В.Е., Рогов Е.Ю.; заявитель и патентообладатель Уральский государственный университет путей и сообщения. – №2012611804; дата рег. 17.02.2012.