ISSN (print) 1995-2732
ISSN (online) 2412-9003

 

скачать PDF

Аннотация

В горной промышленности имеются определенные проблемы, которые тормозят ее развитие. Проведенные исследования позволили улучшить процессы сгорания и экономии топлива дизельных двигателей карьерных самосвалов. Тем не менее до 30% топлива расходуется на энергию, рассеиваемую в окружающем пространстве. Экологические требования существенно корректируют область рационального применения автомобильного транспорта и требуют применения более чистых и эффективных транспортных средств с меньшим объемом выбросов отработанных газов. К экологической проблеме карьеров прибавилась новая – непрекращающийся рост цен на моторное топливо. В связи с чем все острее встает проблема значительного сокращения топлива, потребляемого карьерной техникой. Одним из путей повышения энергоэффективности на открытых горных работах может быть перевод автотранспорта на потребление электроэнергии. Электрические приводы используются в горнодобывающей промышленности дольше, чем дизельные двигатели. Возобновление интереса к троллейвозам связано, в первую очередь, с уменьшением потребления дизельного топлива карьерными самосвалами. Помимо очевидного снижения затрат на топливо, на основе современной технологической базы были получены дополнительные преимущества. Основная причина того, что троллейвозы и дизель-троллейвозы не нашли практического применения на открытых горных работах, заключается в решении этой задачи путем простой механической замены карьерного автосамосвала с дизельным двигателем на дизель-троллейвоз. В совокупности все положительные качества троллейвоза понижают эксплуатационные расходы на транспортирование горной массы на 15–20%, а также исключают загазованность карьера и образование дыма. Самым серьёзным недостатком троллейвоза является необходимость в питании от контактной сети. В настоящее время, благодаря современным технологиям, устранение большинства недостатков троллейвоза не представляет сложности. Троллейвозы выгодны для горных предприятий, географически расположенных в районах, где имеется большая разница между затратами на дизельное топливо и стоимостью электроэнергии. Карьерные троллейвозы лучше использовать только на долгосрочных разработках, поскольку содержание контактной сети троллейных линий требует ухода и обслуживания. Срок окупаемости затрат может составить 1–2 года.

Ключевые слова

Троллейвоз, энергосбережение, карьер, самосвал, экология.

Хазин Марк Леонтьевич – д-р техн. наук, проф., Уральский государственный горный университет, Екатеринбург, Россия.

Штыков Сергей Олегович – бакалавр, Уральский государственный горный университет, Екатеринбург, Россия.

1. Потапов М. Г. Направления развития карьерного транспорта // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 1996. №1.

2. Потапов М. Г. Направления развития карьерного транспорта // Горная промышленность. 2002. №6.

3. Шешко О.Е. Эколого-экономическое обоснование возможности снижения нагрузки на природную среду от карьерного транспорта // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2017. №2. С. 241–252.

4. Шешко О. Е. Эколого-экономическая оценка карьерных транспортных машин нового поколения // Горные науки и технологии. 2013. №12. С. 281–288.

5. Pronk A., Coble J., Stewart P. A. Occupational exposure to diesel engine exhaust: a literature review // Journal of exposure science and environmental epidemiology. 2009. Vol. 19. No. 5. P. 443–457.

6. Attfield M. D. Schleif PL, Lubin JH., et al.The diesel exhaust in miners study: a cohort mortality study with emphasis on lung cancer // Journal of the National Cancer Institute. 2012. Vol. 104. No. 11. P. 869–883.

7. Nessim W., Zhang F. J, Zhao C. L. Optimizing operational performance of diesel mining truck using thermal management // Advanced Materials Research. Trans Tech Publications, 2013. Vol. 813. P. 273–277.

8. Feng Y., Dong Z,. Yang J. Performance modeling and cost-benefit analysis of hybrid electric mining trucks // Mechatronic and Embedded Systems and Applications (MESA), 2016 12th IEEE/ASME International Conference on. IEEE, 2016. P. 1–6.

9. Минакова Т.Е. Энергосбережение как системный процесс // Nauka-rastudent.ru. 2015. No. 08 (20) [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-rastudent.ru/20/2858/.

10. Mazumdar J. All electric operation of ultraclass mining haul trucks //Industry Applications Society Annual Meeting, 2013 IEEE. IEEE, 2013. P. 1–5.

11. Галкин В. И., Шешко Е. Е. Проблемы совершенствования транспортных систем в горной промышленности России // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2011. №1. С. 485–507.

12. Varaschin J., De Souza E. Economics of diesel fleet replacement by electric mining equipment // 15th North American Mine Ventilation Symposium. 2015.

13. Nurić S., Nurić A., Brčaninović M. Haulage solutions with trolley assist diesel-electric ac trucks on the pit mine RMU Banovici // Journal of Mining and Metallurgy A: Mining. 2009. Vol. 45. No. 1. P. 78–87.

14. Тарасов П. И., Тарасов А. П. Технологические особенности и перспективы применения троллейвозов на горных предприятиях // Горная промышленность. 2008. №1. С. 54–62.

15. Степук О. Г., Зуёнок А. С. Дизель-троллейвозный транспорт БЕЛАЗ: перспективы использования в горном производстве // Горный журнал. 2013. №1. С. 52–55.

16. Uno K., Imaie K., Maekawa K., Smith G., Suyama A., Hatori J. Development of mining machinery and future outlook for electrification // Hitachi Review. 2013. V. 62. №2. P. 99–106.