ISSN 1995-2732 (Print), 2412-9003 (Online)
УДК 504.064
DOI: 10.18503/1995-2732-2025-23-3-178-186
Аннотация
В последнее время на самых высших уровнях государственного управления нашей страны проводят целенаправленную работу по улучшению экологической обстановки в городах. В конечном итоге это повлияет на повышение качества жизни и здоровье населения. Поэтому в ряде городов Российской Федерации реализу-ется проект «Чистый воздух», в рамках которого выполняется комплекс мероприятий, направленных на сниже-ние совокупного выброса загрязняющих атмосферу веществ в крупных промышленных центрах. В результате проведения работ на основе системного и независимого сбора информации были определены основные источ-ники загрязнения в г. Магнитогорске. Анализ полученных данных показал, что наибольшее негативное влияние на окружающую среду в городе оказывают крупные промышленные предприятия, автомобильный транспорт, работа систем жилищно-коммунального хозяйства, жилой сектор и садоводческие товарищества. Если влияние организаций и предприятий носит в основном локальный характер, то автомобили осуществляют выбросы вы-хлопных газов на всей территории города. Особенно сильно это воздействие наблюдается при существенном скоплении транспорта на перекрестках, в местах замедления движения, возле торговых центров и т. п. Поэтому рост количества транспортных средств приводит к ухудшению экологической ситуацию. Это требует разработки соответствующих мероприятий, направленных на снижение выбросов автомобилей. Среди достаточно большого объема возможных действий наиболее перспективным представляется развитие транспорта на электрической тяге. Рассмотренные в статье достоинства и недостатки данного вида решения показали, что переход на электромобили является наиболее перспективным вариантом в условиях города. Для этого требуется создание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей возможность комфортной эксплуатации и обслуживания электромобилей, а также использование других средств мотивации, среди которых можно выделить субсидирование, льготы и др.
Ключевые слова
атмосферный воздух, электромобили, выбросы транспорта, источники загрязнения, городская среда, городская инфраструктура
Для цитирования
Лимарев А.С., Сомова Ю.В., Волкова Е.А. Исследование уровня воздействия на окружающую среду и воз-можности улучшения экологической ситуации в городе Магнитогорске на основе развития электротранспорта // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2025. Т. 23. №3. С. 178-186. https://doi.org/10.18503/1995-2732-2025-23-3-178-186
1. Ревич Б.А., Харькова Т.Л., Кваша Е.А. Некоторые показатели здоровья жителей городов федерального проекта «Чистый воздух» // Анализ риска здоровью. 2020. № 2. С. 16-27. DOI: 10.21668/health.risk/2020.2.02. EDN VKGTJQ.
2. О ходе реализации федерального проекта «Чистый воздух» на территории города Омска / А.С. Крига, С.В. Никитин, Е.Л. Овчинникова [и др.] // Анализ риска здоровью. 2020. № 4. С. 31-45. DOI: 10.21668/health.risk/2020.4.04. EDN OFYLQU.
3. Экопост-Магнитогорск: итоги первого года работы / Э.А. Расулмухамедов, Е.А. Волкова, А.Ю. Перятинский [и др.] // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2022. Т. 20, № 2. С. 133-139. DOI: 10.18503/1995-2732-2022-20-2-133-139. EDN DBXWQS.
4. Цгоев Т.Ф., Амбалов В.Б. Влияние состояния автотранспортной инфраструктуры на экологию города Владикавказ // Евразийский союз ученых. 2020. № 8-5(77). С. 39-44. DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.5.77.991. EDN ULZWQN.
5. Грушников В.А. Разумная автомобилизация. Тенденции и инструменты контроля // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2017. № 2. С. 45-51. EDN XXZHTR.
6. Лагерев А.В., Ханаева В.Н. Возможные направления снижения выбросов парниковых газов от электростанций в России до 2050 г. // Известия Российской академии наук. Энергетика. 2010. № 1. С. 50-58. EDN KZDWMH.
7. Лимарев А.С., Воротников М.Ю. Сравнительная оценка перспективности применения электромобилей на водородном топливном элементе // Мир транспорта. 2023. Т. 21, № 4(107). С. 99-105. DOI: 10.30932/1992-3252-2023-21-4-11. EDN THZGHW.
8. Слутин А.Ф., Ручкина Л.Г., Бугреев В.А. Моделирование режимов движения и сравнительная оценка топливно-энергетической эффективности гибридного электробуса // Наука и техника транспорта. 2021. № 1. С. 51-56. EDN TEYBVR.
9. Воротников М.Ю., Лимарев А.С., Мезин И.Ю. Сравнение эксплуатационных расходов электромобиля и автомобиля с двигателем внутреннего сгорания // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2021. № 10. С. 50-53. DOI: 10.36535/0236-1914-2021-10-9. EDN RJDKHU.
10. Zhang L., Brown T., Samuelsen G.S. Evaluation of charging infrastructure requirements and operating costs for plug-in electric vehicles // Journal of Power Sources. 2013, vol. 240, pp. 515-524.
11. Хазин М.Л., Штыков С. О. Карьерный электрифицированный транспорт // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2018. Т. 16, № 1. С. 11-18. DOI: 10.18503/1995-2732-2018-16-1-11-18. EDN YTLZMU.
12. Ларин В. TESLA-электромобиль // Энергия: экономика, техника, экология. 2016. № 1. С. 69-72. EDN VWHQQH.
13. Юсупова О.А. О проблемах и перспективах развития рынка электромобилей в России // Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. 2022. № 2. С. 38-42. DOI: 10.36535/0236-1914-2022-02-6. EDN YZOFXU. References

